Тель Авив. Сплетни Неве Цедека |
[Feb. 9th, 2011|05:24 pm]
Helen Mountaniol
|
Третья часть. Кинотеатр и поезд.
 Это разрушающееся здание - первый в Израиле кинотеатр Эден. Открытию кинотеатра предшествовали долгие споры и обсуждения. Комитет Тель Авива постановил, что кино это развлечение для бескультурных масс, и высказывал мнение, что негоже сионистам подвергать своих детей тлетворному влиянию запада и моды. Но прогрессивное население отстояло свое право смотреть на движущиеся картинки.
 Кинотеатр заработал в 1914 году. В нем было два зала, крытый и открытый, каждый на 800 мест, и показывали немое кино. Оборудование и даже кресла завезли из самой франции, по последнему слову техники. Элиэзер Бен-Йехуда придумал ивритское слово для обозначения диковинки: реиноа, то есть подвижное изображение. позже, когда добавился звук, слово реиноа трансформировалось в "кольноа" - звук и движение.
Кстати о звуке. Чтобы зрители не сидели в тишине, кино сопровождал оркестр.
 В конце 20-х, владельцы кинотеатра решили завезти звуковое кино. Они закупили необходимое оборудование и уволили оркестрантов. Оркестранты обратились в профсоюз. Они не требовали выплат компенсаций за 20 лет. Они хотели работать. И профсоюз решил их проблему. Владельцам кинотеатра приказали снова нанять оркестр, а также законодательно запретили показывать звуковое кино. Так израильтяне лишились звука еще на несколько лет.
Кстати, подобная же история была с цветными телевизорами. Поскольку не все могли позволить купить себе цветной телевизор, правительство решило уравнять граждан в возможностях. Был издан указ, запрещающий вести трансляции в цвете. И управление телерадиовещания было вынуждено подавлять цветной спектр. В 70-х годах среди населения был популярен прибор, нейтрализующий подавление цветных сигналов, анти-мехикон (иврит).
Кинотеатр проработал до 1974 года. После его закрытия здание было выкуплено банком леуми, и принадлежит ему по сей день.
 Пару слов о железной дороге.
В 19 веке те, кто хотел добраться из Яффо в Иерусалим, тратили на дорогу не час, как мы, а целых два дня. Путь включал в себя ночевку. Стандартным общественным транспортом были десятиместные дилижансы (кстати, дилижансы так и назывались дилижансами). Даже самые состоятельные люди не могли выкупить все места и поехать без попутчиков. Тому было несколько причин. Во-первых, так было безопаснее. На дорогах орудовали грабители. А во-вторых, дилижансы нередко застревали на плохих дорогах, у них ломались оси или колеса, их нужно было вытаскивать из грязи и толкать в гору. Без помощи пассажиров возница просто не мог бы преодолеть эти трудности. Пассажиры также следили, чтобы дилижанс не соскользнул в пропасть на особо узких горных дорогах.
За лошадей, а также ослов и верблюдов, нужно было платить специальный дорожный налог. Кроме того, был особый поголовный налог за вход в Иерусалим.
 На этом панно можно увидеть фотографию дилижанса с тройкой.
Неудивительно, что постройка железной дороги в 1892 году вызвала огромную радость. Элиэзер Бен Иехуда придумал слово для нового явления - ракевет. Слово ракевет происходит от слова "рехев", средство передвижения, и строится по принципу слова "гамелет", верблюжий караван.
Длина путей составляла всего 84 км, но поезд ехал от четырех до шести часов, вместо запланированных двух. Это было гораздо медленней, чем в Европе, но никто не жаловался. Ходила шутка, что в вагонах развесили таблички, запрещающие пассажирам рвать цветы с полей во время пути.
Не жаловались на давку и тесноту. Не жаловались на грязь и отсутствие пепельниц. Не жаловались на отсутствие удобных сидений. Не жаловались даже на то, что в поезде невозможно купить хотя бы воды, не говоря уже о еде. Единственная жалоба пассажиров состояла в том, что в поезде нет ни одного туалета!
Однажды какой-то священник, почтенный старец, которому очень приспичило, устроил скандал и заставил машиниста остановить поезд.
В общем, это был не самый удачный в истории Израиля проект. Поезд перестал ходить, станция была заброшена и пришла в упадок.
 И только совсем недавно, не больше года назад, ее отреставрировали и открыли для посетителей. Конечно, ни о каком поезде речь не идет. В исторических зданиях расположились кафе и бутики. Станцию показывают туристам, и невесты приезжают сюда сделать свадебные фотографии.
 Для тех, кто хочет погулять по магазинам или выбрать ресторан: http://www.hatachana.co.il/
Часть первая Часть вторая |
|
|